Рок-музыканты разучились критиковать власть Одним из удивительнейших феноменов нулевых стало то, что за десятилетие из американской рок-музыки совершенно исчез присущий ей изначально бунтарский дух. Речь идет не о протесте как таковом — написанная эмо песня о борьбе с диктатурой школьного учителя тоже может быть названа протестной, — а о четко сформулированной политической позиции, критике существующей власти. Тем более очевидным это явление становится, если сравнить нулевые с девяностыми.
Яркой иллюстрацией служит ситуация с движением «Захвати Уолл-стрит!». В симпатиях к нему признались многие культурные деятели — от писателя Салмана Рушди до модного философа Славоя Жижека. Но особо значимо, что в середине октября в нью-йоркских манифестациях принял участие Том Морелло — гитарист легендарной группы Rage Against The Maschine (RATM), сыгравший для своих единомышленников акустический концерт.
RATM выпустила первый альбом в 1992 году. К августу 94-го он был продан в США тиражом более миллиона экземпляров, стал платиновым в Канаде, Великобритании, Франции, Бельгии, Чили и дважды платиновым в Германии, Дании, Австралии, Швеции и ряде других стран. В оформлении диска была использована фотография самосожжения буддистского монаха, протестующего против захвата Тибета. Тексты песен были под стать обложке. В клипе на песню Freedom использовались кадры кинохроники, запечатлевшие противостояние Движения американских индейцев во главе с Леонардом Пелтиером и агентов ФБР. К слову, именно с подачи RATM в моду вошли майки с портретами Че Гевары.
Все последующие диски группы были столь же оголтело левацкими. Это даже породило слух, что московский концерт RATM летом 1996-го был организован КПРФ, пытавшейся сагитировать молодых меломанов голосовать за Геннадия Зюганова на президентских выборах.
В 2000-м RATM выпустила клип на песню Sleep now in fire, во время съемок которого сделали то, что десятилетие спустя повторили нью-йоркские протестующие, — захватили Уолл-стрит. Для съемок этого ролика музыканты дали несанкционированный концерт возле здания фондовой биржи. В результате прямо посреди рабочего дня полицейские вынуждены были закрыть окна и двери биржи.
Можно было бы посчитать случай RATM исключительным, если бы не целая плеяда американских групп с жесткой гражданской позицией, набравших популярность в первой половине 90-х. Причем речь идет не об известных только в узких кругах подростковых субкультур коллективах, а о музыкантах, занимавших высокие места в чартах, продававших альбомы многотысячными тиражами и попадавших в ротацию на MTV. Вот лишь самые известные имена: Ministry, Downset, Biohazard, Bodycount, Offspring, Rollins band, Rancid.
Характерно, что они привлекали внимание не только молодежи, но и тех, кого обличали в своих песнях. Примером может послужить история с выпуском альбома группы Bodycount, возглавляемой известным рэпером Ice-T. Заглавной композицией диска стала песня Copkiller, призывающая отомстить за всех жертв полиции Лос-Анджелеса. Выпуск диска вызвал протесты стражей порядка по всей стране. Более того, сам президент Джордж Буш-старший публично осудил любую звукозаписывающую компанию, которая согласится тиражировать эту композицию.
Удивительным образом в нулевые все вышеперечисленные группы либо прекратили свое существование, либо серьезно сбавили обороты. В результате сегодня участникам «Захвати Уолл-стрит!» приходится протестовать под саундтрек, написанный десятилетием ранее.
Артем Кобзев http://mn.ru/oped/20111101/306576456.html