Консерватизм – это направление общественно-политической и философской мысли, для которого характерно следующее: 1. Отношение к государству как к живому организму. Для нормального функционирования организма нужно нормальное функционирование отдельных его органов. Так и для государства – нормальное функционирование государства возможно только при нормальной работе всех его составных частей – институтов и отдельных людей. 2. Отношение к свободам, как к правам исполнять свои обязанности. Не существует одной Свободы, но есть только свободы во множественном числе. 3. Отношение к равенству как к равной для всех необходимости выполнять свои обязанности. 4. Все люди не равны по своим правам и обязанностям, но равны в необходимости нести обязанности. 5. Свободы понимаются как привилегии, связанные с сословным статусом и различны у разных сословий. 6. Поскольку государство это живой организм, оно не застывшее, а находится в динамическом развитии. Реформы необходимы постольку, поскольку они нужны для здорового развития государства, если они проводятся, не исходя из текущего момента, а вызревают внутри государства. 7. Жизнеспособность общества наилучшим образом обеспечивается, если оно направляется мудрым и способным руководством, если разрушить естественные и институциональные различия, то вакуум заполняется тираном. 8. Частная собственность - продукт человеческого разнообразия, без нее свобода невозможна, а общество обречено на гибель. Существуют две классические традиции консерватизма: первая, восходящая к французским мыслителям Ж. де Мэстру и Л. де Бональду, и вторая, связанная с английским мыслителем Э.Берком. В англосаксонских странах утвердился в основном берковский вариант консерватизма, в странах континентальной Европы - своеобразный синтез идей, ценностей и установок обеих традиций, которые, естественно, в каждой конкретной стране, особенно в современных условиях, проявляются в национально-специфических формах. Необходимо учитывать то, что различные культурные традиции каждой страны предусматривают различие в некоторых утверждениях консерватизма.
Эдмунд Бёрк: Конституция, вырабатывается по подобию законов природы, и в соответствии с ней мы получаем, поддерживаем и передаем наше правительство и привилегии точно так же, как получаем и передаем нашу жизнь и имущество. В гражданском обществе все люди имеют равные права, но не равное имущество. Во Франции власть больше не принадлежит собственности, в результате собственность разрушена, а разумной свободы не существует. Первое обязательство гражданского общества – охрана собственности граждан, а не удовлетворение требований кредиторов к государству. Правам граждан принадлежит приоритет. Состояние отдельных лиц, полученное по наследству или приобретенное в результате участия в прибылях какого-либо общества, не является гарантом для государственных кредиторов. Ум отдельного человека слаб, и индивидууму лучше черпать из общего фонда, хранящего веками приобретенную мудрость нации. Идея наследования обеспечивает верный принцип сохранения и передачи и не исключает принципа усовершенствования, сохраняя все ценное, что приобретается. Дух свободы, часто провоцирующий беспорядки и эксцессы, действуя как бы в присутствии канонизированных предков, умеряется благодаря глубокому уважению. Идея свободы, полученная людьми вместе с врожденным чувством достоинства, защищает поколения от неизбежной наглости выскочек. В обществе есть качественные разновидности людей, которые характеризуются в зависимости от их происхождения, образования, возраста, профессии, места проживания (в городе или деревне), от приобретения и закрепления собственности, от вида этой собственности. И, следовательно, необходимо деление граждан на сословия и придание им такое положение в государстве, при котором их обычаи и привычки способствовали бы исполнению ими присущих им функций; каждое сословие могло пользоваться своими привилегиями и иметь возможность защитить себя в случае конфликтов, неизбежных в каждом неоднородном обществе. Во всех обществах, состоящих из разных категорий граждан, одна должна доминировать. Уравнители только искажают естественный порядок вещей. Общество - это действительно договор, но договор высшего порядка, не коммерческий из практической выгоды или преходящих интересов, а между нынешним, прошлым и будущим поколениями.
Все даты в формате GMT
-4 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет