Ernesto Che Guevara

Команданте Эрнесто Че Гевара

перейти на сайт

АвторСообщение
команданте




Пост N: 507
Зарегистрирован: 15.11.05
Рейтинг: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.10.11 09:40. Заголовок: Интервью с Марио Монхе


Бывший руководитель боливийских коммунистов Марио Монхе рассказал "Голосу России" о своих встречах с легендарным кубинским революционером Эрнесто Че Геварой.

Марио Монхе. © Фото: «Голос России»
часть 1 часть 2 часть 3

интервью на испанском языке с аудиофайлом:
часть 1 часть 2

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 3 [только новые]


команданте




Пост N: 508
Зарегистрирован: 15.11.05
Рейтинг: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.10.11 09:44. Заголовок: «Че Гевара переживал свой внутренний конфликт»


«Че Гевара переживал свой внутренний конфликт»
Бывший руководитель боливийских коммунистов Марио Монхе рассказал "Голосу России" о своих встречах с легендарным кубинским революционером Эрнесто Че Геварой

Эрнесто Че Гевара погиб в Боливии 44 года назад, в октябре 1967-го. Его современниками были Шарль де Голль, Мао Цзэдун, Хо Ши Мин, Джон Кеннеди и Никита Хрущев. Они давно заняли свои почетные места в учебниках истории. Че Гевара по-прежнему остается кумиром, если не образцом для подражания. Вину за гибель Че Гевары лидер кубинской революции Фидель Кастро возложил на Марио Монхе, который тогда руководил компартией Боливии.

В 1960-е годы "еврокоммунисты" искали выход из кризиса левого движения на путях "демократической альтернативы". Команданте Че Гевара делал главную ставку на вооруженную борьбу против "империализма и неоколониализма" в странах Латинской Америки, Азии и Африки.

В марте 1965 года после победы революции на Кубе он бесследно исчез. Спустя полгода Фидель Кастро обнародует прощальное письмо Че Гевары, в котором он отказывается от постов в правительстве и партии. "Сейчас мои скромные усилия революционера,– писал он, – требуются в других странах земного шара".

Позже станет известно, что это послание пришло из Конго. Че Гевара c сотней кубинских бойцов участвовал в гражданской войне на стороне последователей Патриса Лумумбы – первого главы национального правительства этой африканской страны после провозглашения независимости. В отряде было много кубинских мулатов, в чьих жилах течет кровь их африканских предков. Однако новая волна повстанческого движения в Конго не оправдала возлагавшихся на нее надежд. Его руководители сами приняли решение о прекращении борьбы в этой бывшей бельгийской колонии.

В ноябре 1965 года кубинский отряд, воевавший в Конго больше шести месяцев, отправился на родину, но без своего командира. Некоторое время Че провел в Танзании, а потом в одной из социалистических стран Восточной Европы. По словам Фиделя Кастро, он не хотел возвращаться на Кубу.

В прощальном письме Че отказался от кубинского гражданства и обещал перенести "на новые поля сражений революционный дух моего народа". Кастро все-таки уговорил Че тайно вернуться на Кубу, чтобы в условиях строгой секретности начать подготовку к осуществлению его давней мечты – созданию партизанского очага в Латинской Америке. Че сформировал небольшую группу добровольцев из числа испытанных бойцов, в том числе прошедших через Конго. Она должна была стать ядром будущей повстанческой армии.

У Че не было надежд на то, что его планы в Латинской Америке поддержит Советский Союз, хотя он и был надежной опорой Кубы. Москва проводила политику разрядки и мирного сосуществования с Западом. Латиноамериканские компартии, ориентируясь на СССР, тоже проявляли осторожность. Поэтому многих коммунистических лидеров Латинской Америки команданте называл "кабинетными революционерами".

Аргентинец по происхождению, ставший героем Кубинской революции, Че Гевара считал своей родиной всю Латинскую Америку. С небольшим интернациональным отрядом он рассчитывает разжечь пламя повстанческой борьбы сначала в Боливии, а затем перекинуть его на соседние страны, в том числе на свою родину – Аргентину. В ноябре 1966 года началась партизанская эпопея Че Гевары в Боливии.

Он искренне верил, что с горсткой испытанных людей можно "ускорить революцию" в этой самой бедной стране Южной Америки. Че Геваре не удалось договориться о взаимодействии с Марио Монхе, руководителем боливийских коммунистов, на тайной встрече на партизанской базе Ньянкауасу. В октябре 1967 года отряд погиб в горах Боливии вместе со своим знаменитым командиром.

Марио Монхе сейчас 82 года. Он живет в Москве. В интервью "Голосу России" он рассказал о боливийской эпопее Че Гевары и о своей встрече c ним в партизанском лагере в Ньянкауасу. О той встрече известно в основном по кратким записям в знаменитом "Дневнике Че в Боливии", изданном на многих языках.

По мнению Монхе, в "Дневнике" дается довольно одностороннее резюме их бесед. Воспоминания бывшего руководителя боливийских коммунистов также не лишены субъективной окраски:

- Когда я впервые говорил с Фиделем Кастро на Кубе в 1962 году, я ему сказал: не считаю, что опыт революций в России, Китае и на Кубе подходит для Боливии. Не верю в подобный эксперимент у нас. При встрече со мной еще в 1964 году Че спросил: "Почему тебя не воодушевляет повстанческая борьба?" Я ему ответил: "У тебя в голове только автомат, в моей голове политика".

- С тех пор прошло более четырех десятилетий, но до сих пор остается много вопросов о начале партизанской войны в Боливии. Во многих книгах утверждается: "Марио Монхе на одной из встреч с Фиделем Кастро в Гаване взял на себя обязательство сотрудничать с партизанским движением". Но когда партизанский отряд Че Гевары прибыл в Боливию, руководитель боливийских коммунистов и кубинский команданте не смогли договориться, и позднее Марио Монхе выступил против партизанского движения в Боливии. Как это было на самом деле?

- На самом деле все началось в мае 1966 года в Гаване, когда Фидель Кастро мне сказал: "Один наш общий друг хочет вернуться в свою страну. Я прошу тебя помочь ему, возвратиться на родину через твою страну". Я понял, что речь шла об Эрнесто Че Геваре, и ответил: "Я готов помочь и гарантирую его прохождение…" Тогда же Фидель спросил: "Сколько человек ты думаешь послать с ним?" Я ответил: "Могу отобрать трех или четырех коммунистов, готовых на всё. С тем условием, что, если они сами пожелают и если руководство партии это одобрит. Тогда они будут сопровождать нашего друга до границы с его страной". О партизанской войне в Боливии не было речи. Фидель знал, что я против партизанского движения в Боливии, и знал он об этом уже давно. Но Че решил действовать без согласования с компартией Боливии. Он распрощался с Кубой. На тот момент Че считал Боливию единственной в Латинской Америке страной, подходящей для осуществления своих целей. По его признанию, ему больше некуда было направиться, а Кубу необходимо было покинуть. Он мне так и сказал.

- Как ты думаешь, почему он так сказал? У него были какие-то разногласия с Фиделем Кастро?

- Не думаю, что были разногласия с Фиделем Кастро. Дело в том, что Че переживал свой внутренний конфликт. По сути своей он был человеком действия. Он чувствовал, что жизнь проходит и готов был пожертвовать собой.

- Че Геваре не нравилось занимать административные посты, быть бюрократом?

- Я думаю, что не только не нравилось, он вообще был создан не для этого. Он был в высшей степени человеком обеспокоенным, в нем не было ребяческой жажды приключений, он был человеком действия.

- Итак, Че со своим отрядом прибывает в Боливию. Что происходит потом?

- По прибытии в Боливию он начинает приглашать боливийцев вступить в его партизанский отряд, не считаясь с волей нашей партии. Он им говорит: "Вы должны выбрать – партия или партизанская война".

- Мне кажется, что дело в том, что Че Гевара оценивал латиноамериканские коммунистические партии, кроме, может быть, уругвайской, как ревизионистские. Он считал, что они утратили подлинно революционное сознание.

- Полагаю, что это идет из давних времен, эта была идея самого Фиделя Кастро. В одной беседе еще в 1962 году он так говорил мне о руководителях коммунистических партий Латинской Америки 60-х годов: "Ты веришь, что эти руководители могут понять изменения, произошедшие в мире? Ты думаешь, эти руководители могут возглавить революцию? Но ведь диалектика не укладывается в их головах!" Такого же мнение придерживался и Че. В соответствии с этим они строили отношения, пренебрежительно относясь к старым руководителям коммунистических партий Латинской Америки.

Продолжение следует
http://rus.ruvr.ru/2011/10/17/58866029.html

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
команданте




Пост N: 509
Зарегистрирован: 15.11.05
Рейтинг: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.10.11 09:45. Заголовок: Партизанская драма Че Гевары


Партизанская драма Че Гевары
Леонард Косичев
Тайная встреча Че Гевары в горном боливийском партизанском лагере Ньянкауасу с руководителем местных коммунистов Марио Монхе закончилась разрывом между бывшими единомышленниками. Всему виной принципиальное расхождение во взглядах на революционную борьбу внутри Боливии. Дискуссия "вращалась в порочном кругу". Подумать было о чем, ведь повстанческую борьбу в Боливии собирался возглавить чужестранец. Позиция Монхе была сложной и в чем-то противоречивой, позиция Че – прямой и безкомпромисной.

Команданте избрал Боливию не для того, чтобы через нее направиться на свою родину – в Аргентину. Именно здесь, в самом центре Анд, он решил начать вооруженную борьбу, чтобы потом распространить ее на соседние страны.

Накануне той встречи в лагере Марио Монхе разговаривал с Фиделем Кастро и сообщил ему: "Я прибыл по поручению руководства нашей партии, чтобы подтвердить общее мнение: боливийской революцией должны руководить боливийцы".

Фидель Кастро предложил лидеру боливийских коммунистов встретиться с Че Геварой. О том, как она прошла, рассказал "Голосу России" Марио Монхе:

- Итак, ты встретился с Че, кажется, 31 декабря в Ньянкауа cу. Можешь более подробно рассказать об этом?

- Видишь ли, в конце декабря Фидель предложил мне побеседовать с Че Геварой, чтобы уточнить позиции. Я спросил у Фиделя, где сейчас Че – в Боливии или в другой стране. Он мне ответил, что не в Боливии. Я переспросил еще раз: "В Боливии, или за её пределами"."За её пределами", – подтвердил Фидель. Но я-то знал, что Че уже находится на территории Боливии. Потом Кастро сказал мне: "Когда прибудешь в Ла-Пас, мы сообщим, когда тебе выезжать и куда". Я возвратился из Гаваны в Ла Пас, сообщил в секретариат о своем прибытии и что потом доложу обо всем Центральному комитету. Дело в том, что мы договорились с Фиделем никому не говорить об этой встрече до тех пор, пока она не завершится. Че меня ждал. Поговаривали, что он ждал уже несколько дней. Мы прибыли около 10 часов утра и сразу же начали разговор. Че сказал: "Послушай, прежде всего, хочу попросить у тебя прощения, потому что мы тебя обманули…"

- С этого начал?

- Да. "Я больше виноват, чем Фидель, – продоложал Че, – Он вел с тобой разговор в таком разрезе, выполняя мое желание. По нашему мнению, тогда мы не должны были сообщать тебе о нашем плане. Теперь я говорю тебе всё это, потому что хочу просить тебя остаться с нами и возглавить революцию, вооруженное восстание в Боливии". Я пожелал сначала поговорить о его планах. Че говорил, что задумал революцию в Латинской Америке и о подготовке бойцов в Боливии. Он считал боливийскую армию слабой. Тренировать отряды для революционной борьбы, по его убеждению, можно было бы в соседних странах – в Перу и в Аргентине. И помочь могла бы боливийская компартия. Че прогнозировал долгую борьбу. Я ему сказал: "Послушай, боливийская армия быстро подготовится. Вы нанесете первые удары, но потом она обрушит на вас свои атаки". "Ты боишься", - сказал мне Че. На что я ответил: "Ты самоубийца".

- В своем знаменитом дневнике Че Гевара пишет: "Марио Монхе потребовал взять в свои руки военно-политическое руководство партизанской войной в Боливии…"

- Когда он предложил мне лидерство в революции, я не поверил, потому что незадолго до этого некоторые действия заставили меня почувствовать, что меня обманывают. Я предложил, что руководителем революции должен быть политик. Че ответил, что это неприемлемо и если я с ним не согласен, то могу уходить. Он считал: если руководство будет в моих руках, партизанская война никогда не начнется, потому что я буду стараться избегать её. В конце нашей беседы Че сказал: "Руководителем номер один должен быть я…Можешь уходить…". Я ответил, что обо всем проинформирую руководство партии, и пусть последнее слово будет за партией. Спустя несколько минут Че мне сообщил, что нет транспорта, на котором я мог бы уехать, и предложил идти в центральный лагерь. Там было несколько боливийцев, которым я сказал: "Есть две линии: линия партии и линия кубинцев. Выбор добровольный. Ничего за это не будет, никаких репрессивных мер. Но идя за кубинцами, вы не можете действовать от имени партии". Че сообщил своим кубинским соратникам, что я не поддержал их позицию:

"- Ты уверен, что нас всех перестреляют? – спросил Че.

- Убежден. Завтра во всем мире поднимут знамена, чтобы прославить ваш подвиг, но я не могу это одобрить".

- Марио, надеюсь, в ходе вашей острой дискуссии вы не забыли о том, что был канун Нового года? Вы праздновали его?

- Мы собрались вокруг стола. Был произнесен тост за революцию в Латинской Америке. Первым говорил я.

- Что вы пили, кофе или алкогольные напитки?

- Кофе.

- А на следующий день, какие слова Че Гевары были последними?

- "Почему бы тебе не перевезти свою семью на Кубу? Ведь здесь будет тяжело…" "Нет, - ответил я, - пусть моя семья останется со мной. Если меня убьют, то это будет здесь, в Боливии. И мои близкие будут рядом со мной".

Несмотря на отказ руководства коммунистической партии Боливии включиться в повстанческую борьбу, Че Гевара был убежден, что все равно надо всколыхнуть страну, хотя и знал, что пуля может настигнуть его в любой момент. Победы в первых боях с армейскими подразделениями воодушевили партизан, повстанцы захватывали пленных, проводили с ними "политические беседы", затем всех великодушно отпускали, остаться с партизанами добровольцев не находилось. Отряд Че, именовавшийся "Армией национального освобождения", собрал под свои знамена не более 50 человек. Команданте надеялся на боливийских горняков из Оруро и рассчитывал, что, как в горах Сьерра Маэстра на Кубе, его отряд, действуя в сельской местности, будет расти в основном за счет привлечения крестьян. Но повторить победоносный опыт Кубы в другой стране, в иных условиях оказалось невозможным без массовой поддержки, организованной политическими силами внутри страны.

Развязка наступила 8 октября 1967 года. В этот день рейнджеры блокировали в горном ущелье 17 измотанных партизан, оставшихся от отряда. Раненного в ногу Че схватили солдаты. Он даже не мог отстреливаться: в бою его карабин был раздроблен пулеметной очередью. Под усиленной охраной команданте продержали всю ночь в школе ближайшей деревушки Ла-Игера. В безвыходной ситуации он сохранял убежденность в правоте своего дела. На вопрос капитана, захватившего его в плен: "Зачем вы затеяли эту бессмысленную акцию?" Че ответил: "Ваш менталитет не позволит вам понять это". Поведение раненого пленника, осознававшего свой близкий конец, было столь мужественным, что вызвало уважение его врагов.

Боливийские законы запрещали лишать жизни пленных. Военная верхушка Боливии опасалась неблагоприятной международной реакции на возможный судебный процесс над знаменитым революционером. Поэтому утром 9 октября приняла решение: без промедления расстрелять Че Гевару и списать его смерть на вчерашний бой.

Времена изменились, Боливией уже второй срок подряд правит первый в ее истории президент-индеец Эво Моралес. Он, по собственному признанию, с юных лет преклоняется перед Че Геварой. Моралес назвал себя "продолжателем дела Гевары", только не с оружием в руках, а "мирным путем, через демократическую революцию".
http://rus.ruvr.ru/2011/10/18/58941998.html

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
команданте




Пост N: 510
Зарегистрирован: 15.11.05
Рейтинг: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.10.11 09:47. Заголовок: «Если бы не смерть Че, о Боливии никто бы не узнал»


«Если бы не смерть Че, о Боливии никто бы не узнал»
Леонард Косичев
После гибели Че Гевары в горах Боливии в октябре 1967 года его прах не передали семье на Кубу. Военные тайно захоронили партизанского командира вместе с товарищами по отряду. Место захоронения долгое время хранили в секрете. Через 28 лет после расстрела Че боливийские власти лишь разрешили кубинцам искать могилы, а не назвали точные координаты. Поиски затянулись на два года. Три десятилетия спустя останки "аргентинца Че", найденные на окраине города Вальегранде, перевезли на Кубу – его вторую родину. Похоронили партизанского командира в Санта-Клара, в 300 километрах к востоку от Гаваны. Рядом преданы земле привезенные из Боливии останки его боевых друзей, погибших вместе с ним. Там открыли "Мемориал Че" с высоко вознесшимся памятником команданте и вечным огнем, который зажег лично Фидель Кастро.

Марио Монхе, который сейчас живет с семьей в Москве, в третьей, заключительной части беседы с журналистом "Голоса России" дал оценку своему прошлому и настоящему:

- Марио, сейчас в Боливии у власти правительство левых, которое очень уважает Че Гевару. Ему даже поставили памятник на месте гибели. Мог ли кто-нибудь себе представить тогда, после убийства Че, что придет такое время?

- Я думаю, Боливия вошла в историю и легенды со смертью Че Гевары. Иначе никто бы даже не узнал, что такое Боливия. Конечно, невозможно было вообразить всё случившееся здесь.

- Марио, а как ты сейчас лично относишься к Че Геваре? Как оцениваешь его личность с точки зрения современности?

- Это личность, творящая историю. Человек, отдающий жизнь за какое-то дело. Очень яркая фигура, символ протеста… В истории есть много примеров такого героизма, многие пожертвовали своими жизнями, но их смерть не имела такого широкого отклика в мире, как гибель Че.

- Марио, ты не жалеешь, что тогда не поддержал партизанскую войну Че Гевары?

- Я не сожалею, что не поддержал Че. Не сожалею, что не погиб вместе с ним. Не жалею, что был коммунистом и что поддерживал Советский Союз. О чем сожалею, так это о том, что в свое время не понял марксизм как надо. Не постиг его гибкость и диалектику.

- Ты сейчас никак не связан с Компартией Боливии?

- С началом перестройки в СССР прекратились все связи. Я доволен, что боролся за идеалы марксизма, хотя сейчас осознаю, что не всегда понимал их суть, и это привело меня к ошибкам. Я был ярым коммунистом, но без необходимой широты взгляда и не смог понять союзников. Меня предупреждали об ошибках, которые были, но я не воспринял эти замечания. Такова жизнь. А живу я уже больше 80 лет. И 45 лет из них уже прошло после гибели Че. Я живу, чтобы видеть этот мир, новый и интересный. Самое плохое для меня – это не иметь возможности быть участником того, что происходит в мире. Невозможно жить, подходя к нынешней жизни с критериями прошлого. Часто я вижу, как руководители российской компартии выступают с речами, повторяя старое, как будто они на XX съезде КПСС, на котором, кстати, я присутствовал. Но молодёжь стала другой, с большей широтой взгляда, и она совершает изменения в мире.

- Марио, можешь рассказать о своих детях?

- Мои дети воспитываются здесь и начинают думать, как все молодые россияне, у них свои проблемы. Они не понимают то, о чем я им рассказываю. Это люди с новым мышлением. Они за социальную справедливость. Не занимают прокоммунистические позиции. Верят в мирное сосуществование всех рас, потому что они такие же метисы, как и я.

- Марио, ты никогда не думал вернуться в Боливию, хотя бы ненадолго?

- Я всегда мечтал жить не в Боливии. Когда я приехал сюда, мне предложили такие условия, что я мог здесь остаться. Сейчас я ни на кого не в обиде. Мне хорошо, где я живу, я осознаю себя частью этого общества. Боливия для меня сейчас не так важна и желанна.

- Но Боливия твоя родина. И дети твои, наверное, захотели бы побывать в Боливии?

- Мои дети больше тяготеют к Европе. Что касается моей персоны, мне оказалось гораздо интереснее жить в таком современном центре, как Москва, – пусть сложно, иногда тяжело, но очень интересно. Сожалею, что сейчас не могу заниматься какой-либо активной деятельностью. Я пенсионер, но всё, что происходит вокруг, привлекает моё внимание.

- Марио, спасибо за эту интересную беседу.

- Не знаю, понравилась ли она вам, но ещё раз могу повторить: жизнь интересна, очень интересно жить.

В памяти многих людей образ Че Гевары остался воплощением молодости и революционного романтизма. "Аргентинец Че" - единственный иностранц, которого Фидель Кастро пригласил в свой повстанческий отряд, тайно формировавшийся в Мексике для последующей высадки на Кубе. После победы Кубинской революции команданте стал одним из руководителей страны наряду с братьями Кастро, но отказался от должности в пользу партизанства сначала в джунглях Конго, а затем в горах Боливии.

Че Геваре приписывают чрезмерный авантюризм, поговаривали, что все решения он принимал на горячую голову. Покидая Кубу, он писал в письме родителям:

"Многие назовут меня искателем приключений, и это так. Только я искатель приключений особого рода, из той породы, что рискуют своей шкурой, дабы доказать свою правоту".

И пусть он не доказал своей правоты, зато показал всему миру борца, которого вело по жизни чистое чувство: "Главное, – писал он своим детям, – будьте всегда способными самым глубоким образом прочувствовать любую несправедливость, совершаемую где бы то ни было в мире. Это самаяпрекраснаячертареволюционера".

В наше время личность Че Гевары не перестает будоражить умы. Именно такие люди не только примером своей жизни, но и смертью заставляют задуматься над несовершенством окружающего мира, пробуждают совесть. Отношение к Че Геваре сложилось независимо от марксистской идеологии, которую он исповедовал. Оно определяется другим: презрением команданте к роскоши и приспособленчеству, его абсолютным бескорыстием и героическим самопожертвованием.

Во всех книгах и исследованиях, посвященных Че Геваре, присутствует имя Марио Монхе. Лидер боливийских коммунистов, как известно, не поддержал планы Че Гевары. Дальнейшая судьба Монхе сложилась драматично. С одной стороны, ему угрожали ультралевые "за предательство Че", с другой – военные правители Боливии преследовали его за "коммунистическую деятельность", дважды бросали в тюрьму, а затем выслали из страны. На этом его политическая карьера закончилась. Он переехал в Россию, получил гражданство, длительное время работал в Институте Латинской Америки Академии наук.
http://rus.ruvr.ru/2011/10/19/58986056.html

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  -4 час. Хитов сегодня: 4
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет